Содержание
Нормы развития ребенка в 2 месяца
Нормы развития ребенка в 4 месяца
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
Нормы развития ребенка в 9 месяцев
Нормы развития ребенка в 12 месяев
Нормы развития ребенка в 18 месяев
Нормы развития ребенка в 2 года
Нормы развития ребенка в 3 года
Нормы развития ребенка в 4 года
Нормы развития ребенка в 5 года
Задержка роста - плохой или ненормально медленный рост или вес у ребенка младше 5 лет. Это может быть временным явлением.
Ребенок должен иметь плановые осмотры врача в следующие периоды своей жизни:
- 2 месяца;
- 4 месяца;
- 6 месяцев;
- 9 месяцев;
- 12 месяцев;
- 18 месяцев;
- 2 года;
- 3 года;
- 4 года;
- 5 лет.
Физические и психические навыки, котрыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:
- закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);
- исчезают несколько рефлексов новорожденного - таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;
- голова на шее меньше шатается;
- лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;
- лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.
Сенсорные и когнитивные нормы развития:
- ребенок начинает смотреть на близкие предметы;
- ребенок кусает предметы;
- различные крики ребенка означают разные вещи;
- голова ребенка поворачивается из стороны в сторону со звуком на уровне уха;
- ребенок улыбается;
- ребенок реагирует на знакомые голоса.
Рекомендации относительно игр с 2-х месяцным ребенком:
- советуем выносить ребенка из дома, чтобы звуки были за его пределами;
- возьмите ребенка для поездок в автомобиле или прогулок по окрестностям;
- помещение, где чаще бывает ребенок, должно быть ярким, с картинами и зеркалами;
- игрушки и объекты должны быть ярких цветов;
- читайте своему ребенку;
- поговорите с ребенком о предметах и людях в своем окружении.
Типичный 4-месячный младенец развивает определенные физические и умственные способности. Все дети развиваются немного по-разному. Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, поговорите об этом с его лечащим врачом.
Физические и двигательные навыки. Типичный 4-месячный ребенок должен:
- медленно увеличивать вес до около 20 г в день;
- дважды быть взвешенным при рождении;
- голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;
- быть в состоянии сидеть прямо, если его подпирают;
- быть в состоянии вертеться в направлении спереди назад;
- удерживать и отпускать объекты;
- играть с погремушкой. Когда погремушка в руках, ее невозможно забрать в случае, если она упадет;
- быть в состоянии поднимать погремушку обеими руками;
- быть в состоянии класть объекты в рот;
- засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности - 14-16 часов в день).
Сенсорные и познавательные навыки:
- хорошо видит близко;
- увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;
- начинает зрительно-моторную координацию;
- умеет смеяться вслух;
- предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);
- начинает проявлять память;
- при повышенном внимании волнуется;
- распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.
Рекомендации. Родители могут поощрить развитие ребенка через игры:
- положите ребенка перед зеркалом;
- обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать;
- заставьте ребенка повторять разные звуки;
- помогите ребенку продолжить ваши фразы;
- используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится;
- ребенок может играть на животе.
Физические и моторные навыки. Ребенок может:
- проводить почти все процедуры его взвешивания в положении стоя;
- передавать предметы из его одной руки в другую;
- в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;
- уже в состоянии поднять упавший объект;
- ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;
- в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;
- в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;
- у ребенка начинают прорезаться зубки;
- у ребенка - повышенное слюноотделение;
- ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;
- если вес ребенка удвоился с момента его рождения, также вес часто удваивается в 4 месяца, и это был бы повод для беспокойства, если этого не произошло в 6 месяцев.
Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок:
- начинает бояться незнакомцев;
- начинает подражать действиям других людей;
- начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;
- ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;
- любит слышать собственный голос;
- издает звуки от зеркала и игрушек;
- издает звуки, напоминающие односложные слова;
- предпочитает более сложные звуки;
- признает родителей;
- начинает подражать звукам;
- диапазон видения ребенка находится между 20/60 и 20/40.
Рекомендации:
- читать, петь и говорить с ребенком;
- произносить такие слова, как «мама», чтобы помочь ребенку научиться языку;
- играть с ребенком в прятки;
- обеспечить, чтобы зеркало не разбивалось;
- обеспечить большие, яркие игрушки, издающие шум или имеющие движущиеся части (избегать игрушек с мелкими деталями);
- рвать при ребенке бумагу;
- говорить четко;
- начать именовать части тела и окружающей среды;
- использовать телодвижения и действия по учению языка;
- нечасто использовать слово «нет».
Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:
- набирает вес более медленными темпами - около 15 граммов в день, более 400 гр. в месяц;
- увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;
- кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;
- ребенок кладет руки вперед, а головой указывает на землю (рефлекс «парашют»), чтобы защитить себя от падения;
- может изучать окружающий мир;
- сидит в течение длительного периода;
- любит сам больше стоять;
- сидя, тянется к объектам;
- ударяет объекты;
- может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;
- схватывает пальцы других людей;
- бросает или трясет объекты.
Сенсорные и познавательные навыки. В 9 месяцев ребенок обычно:
- лепечет;
- может отрываться и цепляться за родителей;
- у него разрабатывается восприятие глубины;
- понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
- реагирует на простые команды;
- реагирует на названия;
- понимает значение слова «нет»;
- подражает звукам речи;
- может бояться оставаться в одиночестве;
- воспроизводит интерактивные игры;
- волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.
Игры. Чтобы помочь развитию 9-месячного ребенка, нужно:
- обеспечить его книжками с картинками;
- предоставить ему различные раздражители;
- повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей);
- повезти его в зоопарк (чтобы видел животных);
- создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
- научить отличать горячее и холодное через игру;
- обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов;
- петь вместе с ребенком песни;
- не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.
Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:
- в 3 раза больше весить, чем при рождении;
- вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;
- иметь окружность головы, равную груди;
- иметь большинство зубов;
- уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;
- сидеть без посторонней помощи;
- переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;
- поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;
- спать 8-10 часов в сутки.
Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:
- начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
- следует за быстро движущимся объектом;
- реагирует на свое имя;
- может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;
- понимает простые команды;
- пытается имитировать звуки животных;
- связывает имена с объектами;
- понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
- участвует в одевании (поднимает руки);
- играет в простые игры (например, с мячом);
- указывает на объекты указательным пальцем;
- волнуется при свидании и прощании;
- может иметь привязанность к игрушке или объекту;
- имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;
- может иметь краткие путешествия вдали от родителей.
Игры. Вы можете помочь 12 -месячному ребенку развивать навыки через игру:
- обеспечить ему книжки с картинками;
- обеспечить различные стимулы – например, собираться вместе с ним в торговый центр или зоопарк;
- играть с ребенком в мяч;
- создать для ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
- научить различать горячее и холодное через игру;
- обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать;
- петь с ребенком песни;
- давать ребенку играть с ребенком примерно того же возраста;
- не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.
Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:
- имеет закрытый передний родничок;
- растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;
- имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;
- часто падает;
- имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;
- может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
- может построить башню с блоками;
- может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;
- имитирует написание;
- может смотреть одновременно две или три страницы книги.
Психологические и когнитивные навыки.Типичный 18-месячный ребенок:
- показывает привязанность к взрослым;
- может чувствовать разлуку;
- слушает рассказ или смотрит на фотографии;
- может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
- морщатся от поцелуев родителей губами;
- определяет одну или более частей тела;
- понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;
- часто имитирует что-либо;
- может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;
- начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.
Игры и рекомендации:
- поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
- обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка;
- позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье;
- поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество;
- читать ребенку;
- поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша;
- не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.;
- играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.
Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:
- повернуть дверную ручку;
- просматривать книгу по одной странице за один раз;
- построить башню из 6-7 кубов;
- пинать мяч, не теряя равновесия;
- подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если e ребенка не наблюдается этого в 2 года);
- работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;
- готовым к «туалетным тренировкам»;
- должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);
- в 24 месяцев - около половины окончательного роста взрослых зубов.
Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок:
- в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
- может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;
- может построить фразы из 2-3 слов;
- может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
- повышение концентрации внимания;
- видение полностью работает;
- словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь здоровых детей может варьироваться в широких пределах).
Игры и рекомендации:
- позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных семейных обязанностях;
- поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности;
- поощрять игры, которые включает в себя задания и творчество;
- обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования;
- читать ребенку;
- стараться не давать ему смотреть телевизор; управлять ограничение и содержания, и количества телевизора. Предел просмотра телевидения - менее 3 часов в день, предпочтительно один час или меньше. Для ребенка такого возраста вредны программы и передачи с содержанием о насилии, жестокости, преступлениях и других аморальных поступках людей. Лучше перенаправить ребенка к чтению или игровой деятельности;
- контролировать тип игр.
Эти этапы характерны для детей на третьем году жизни. Всегда имейте в виду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.
Физические и моторные навыки.
- постоянный рост;
- улучшение зрения (20/30);
- имеет все 20 молочных зубов;
- потребности в 11-13 часов сна в сутки;
- ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
- ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;
- ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;
- ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;
- ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
- ребенок может скопировать круг;
- ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.
Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:
- словарный запас ребенка - многие сотни слов;
- ребенок составляет предложения из трех слов;
- ребенок считает три объекта;
- ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);
- ребенок часто задает вопросы;
- ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
- проявляет больше внимания;
- отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;
- имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;
- может иметь страхи от мнимых вещей;
- знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);
- начинается учиться делиться;
- имеет некоторые навыки кооперативной игры (строительство блоков башни).
В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны. Истерика является общей в этом возрасте. Детей, у которых истерика, регулярно длящаяся более 15 минут или чаще трех раз в день, необходимо показать врачу.
Игры. для родителей по соответствующим играм для детей 3 лет:
- обеспечить безопасные условия игры и постоянный контроль;
- обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
- помочь ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила;
- делать мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
- посещать местные объекты, представляющие интерес;
- поощрять ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами - накрыть на стол или собрать игрушки;
- поощрять играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки;
- поощрять творческие игры;
- читать вместе;
- поощрять ребенка узнавать, отвечая на вопросы;
- обеспечивать мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка;
- поощрять ребенка использовать слова для выражения своих чувств.
Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:
- набирает вес со скоростью около 6 г в день;
- средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;
- зрение - 20/20;
- ребенок спит – 11-13 часов - как правило, без дремоты;
- рост в два раза превышает длину при рождении;
- показывает улучшенный баланс;
- легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
- бросает мяч сверху вниз, с координацией;
- может вырезать изображение с помощью ножниц;
- еще может мочиться в постель (это нормально).
Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:
- имеет словарный запас - более 1000 слов;
- легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
- может использовать глаголы в прошедшем времени;
- умеет считать до четырех;
- может задавать много вопросов;
- может использовать слова, которые полностью не понятны;
- может начать использовать вульгарные слова;
- учится и поет простые песни;
- старается быть очень независимым;
- может проявлять повышенное агрессивное поведение;
- участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
- как правило, имеет придуманных друзей;
- имеет улучшенное понимание времени;
- в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
- имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;
- может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.
Игры и рекомендации. Родителю 4-летнего ребенка необходимо:
- и обеспечить пространство для физической активности ребенка и поощрять ее;
- показать ребенку, как принимать участие в спортивных мероприятиях и как в них следовать правилам;
- поощрять игры совместно с другими детьми;
- поощрять творческие игры;
- научить детей делать небольшие дела – например, накрывать на стол;
- читать вместе с ребенком;
- ограничить смотрение телевизора до 2 часов в день - и только хорошие передачи;
- увлечь ребенка различными интересными и полезными для него стимулами.
Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:
- быстрый рост;
- зрение - 20/20;
- первые постоянные, не молочные зубы (большинство детей не получают свои первые постоянные зубы до 6 лет);
- разработка усиления координации движений;
- прыжки с хорошим балансом;
- поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
- проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;
- ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.
Сенсорные и когнитивные навыки:
- словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
- ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
- начинает различать деньги;
- может считать до 10;
- знает номер домашнего телефона;
- правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;
- при вопросах - более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
- отвечает на вопросы «почему»;
- ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
- снижает агрессивное поведение;
- перерастает ранние детские страхи;
- способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);
- демонстрирует увеличение математических умений;
- задает вопросы другим, в том числе родителям;
- уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
- имеет группу друзей;
- участвует в творческих играх (например, полет на Луну).
Игры и рекомендации. Способы поощрения развития 5-летнего ребенка могут включать:
- совместное чтение;
- обеспечение необходимого пространства для физической активности;
- должен участвовать в спортивных мероприятиях и исполнять их правила;
- поощрять ребенка играть с другими детьми, что помогает развивать его социальные навыки;
- совместное творчество с ребенком;
- мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
- посещение местных достопримечательностей;
- поощрение ребенка взять на себя ответственность для малых домашних дел - таких, как помощь в накрывании на стол или собирании игрушек после игры.
Задержка роста относится к детям, которые малы для своего возраста, но растут и изменяются в развитии с нормальной скоростью. Часто у этих детей половое созревание опаздывает. Эти дети продолжают расти после того, как большинство их сверстников останавливаются в росте. Большая часть отставших в росте детей достигает роста взрослого человека и похожа в росте на своих родителей.
Генетика здесь может играть определенную роль. Один или оба родителя могут быть короче ростом. Низкорослые, но здоровые родители могут иметь здорового ребенка, который на 5% ниже других детей его возраста. Эти дети низкорослые, но они должны достичь высоты роста одного или обоих своих родителей.
Задержка роста ребенка или его рост медленнее, чем ожидалось, могут быть вызваны множеством различных причин и факторов. В том числе таких, как:
- хронические заболевания;
- болезни эндокринной системы;
- эмоциональное нездоровье;
- инфекции;
- плохое питание.
Многие дети с задержкой роста также имеют задержки в умственном развитии.
Если медленное увеличение веса происходит из-за недостатка калорий, попробуйте кормить ребенка по специально выработанной программе. Увеличьте количество пищи, которую вы можете предложить ребенку. Давайте ему питательные, высококалорийные продукты.
Очень важно готовить еду ребенку точно в соответствии с инструкциями, не нарушая их. Обратитесь к врачу, если вы обеспокоены ростом вашего ребенка. Медицинское обследование важно, даже если вы знаете, что задержки в развитии или эмоциональные проблемы могут способствовать задержке роста ребенка.
Если ваш ребенок не растет из-за недостатка калорий, лечащий врач может направить вас к эксперту по питанию, который может помочь вам выбрать правильные продукты специально для вашего ребенка.
Врач осмотрит ребенка, измерит его рост, вес, окружность головы. Родителю или опекуну врач задаст вопросы о истории болезней ребенка, в том числе:
- всегда ли ребенок был на нижней границе диаграммы роста;
- верно ли то, что рост ребенка вначале развивался нормально, обычно, а затем замедлился;
- нормально ли у ребенка развиваются социальные и физические навыки;
- хорошо ли ребенок питается, какие продукты он ест;
- какой тип графика кормления ребенка используется;
- младенец питается грудью или из бутылочки;
- если ребенок находится на грудном вскармливании, какие лекарства дает ему мать;
- если ребенок на искусственном вскармливании, какая формула используется;
- какие лекарства или добавки даются ребенку;
- какие показатели роста у биологических родителей ребенка, сколько они весят;
- какие еще симптомы присутствуют у ребенка и его родителей.
Врач может также задать вопросы о воспитании, привычках и социальном взаимодействии с ребенком. Тесты могут включать:
- анализ крови (например, общий или дифференциальный);
- исследования стула (для проверки усвоения питательных веществ);
- анализы мочи;
- Рентген для определения костного возраста и поиска возможных переломов.